Осмотр и дефектовка головки блока цилиндров является обязательным этапом капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания. ГБЦ ответственна за газораспределительные процессы в двигателе, и если не уделить ей должного внимание при ремонте, эффективность последнего будет невысокой.
Головка дизеля Д-240 состоит собственно из головки, крышки головки и колпака крышки. Такая конструкция обусловлена нижневальной компоновкой двигателя, и соответственно наличием оси коромысел в крышке головки. Ось коромысел – достаточно простой механизм, и его осматривают в первую очередь. В порядке ремонта можно заменить собственно ось отдельно, или ось в сборе с коромыслами, пружинами, стойками. В обоих случаях – стоимость запасных частей невелика.
Дальнейший ремонт заключается в отделении коллекторов, причем впускной соединяется с крышкой, а выпускной – собственно с головкой. Коллектора необходимо осмотреть на предмет трещин и прогаров, особенно выпускной, как более термически нагруженный.
После этого можно переходить к осмотру клапанов. Головка блока цилиндров Д-240 имеет 8 клапанов – по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр. Каждый клапан имеет две пружины – наружную большую, и внутреннюю малую. Клапана рассухаривают с помощью специального съемника. После этого клапана осматриваются на предмет язв, прогаров, целостности фасок. Так же осматриваются посадочные места клапанов аналогичным образом. Клапана, имеющие повреждения фасок заменяются. При замене клапанов – обязательна их притирка к посадочным местам специальной пастой.
Замена клапанов на двигателе Д-240 сопровождаются заменой направляющих втулок клапанов. Старые втулки выбиваются вниз выколоткой, новые втулки со стопорным кольцом опускаются в посадочное место до упора кольца. После чего втулки разворачиваются разверткой (райбером) диаметром, подобранным по справочнику к размеру конкретного клапана. Как правило втулки выпускных клапанов проходятся райбером большего диаметра для обеспечения большего теплового зазора. После замены втулок, новые клапана притираются и засухариваются с пружинами. Пружины предварительно проверяются на целостность и упругость перед сборкой.
Ремонт головки завершается проверкой ее поверхности, и при необходимости – ее шлифовкой.
Завершающий этап – сборка включает в себя установку крышки, колпака, водяных патрубков, коллекторов, корпусов сапуна на новых прокладках. После чего головку блока цилиндров можно передавать для установки на двигатель.